МБОУ школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы (дошкольное отделение) г. Жуковский

Сообщение из опыта работы. Проект "Кругосветка"

16 декабря [пн]

836392a5702ee7d9a5b6a64b5b5fc92f.jpg307659ccd2b400d1c98d31d27c665e69.jpg089fe3e7078e48c07dcb32090a0adc43.jpga83b4d1de4aa10127750e84603f74e77.jpgd124eb274a9d07ccc80ba24f0513c06b.jpgЗдравствуйте уважаемые коллеги!

  Сегодня хочу поделиться с вами своим небольшим опытом.  По первому образованию я учитель биологии и географии.  Сейчас я работаю в подготовительной группе детского сада № 150. В сентябре месяце этого года к нам в группу пришел вьетнамский мальчик. Глядя на его необычную внешность, у детей, соответственно возникли вопросы о его необычном имени, о стране, из которой он приехал и т. д. Я подумала, а почему бы не воспользоваться своим профильным образованием и любовью к этому предмету и не перенести его в детский сад?! И вот так возникла идея создать проект, который назвала - «Кругосветка». Уровень абстрактного мышления дошкольников далек от совершенства, поэтому работа на занятиях максимально насыщена наглядностью, деятельностью, доступностью для понимания. Мы не преследуем цели дать детям детальные географические сведения. Мы стремимся к тому, чтобы создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли.  На организационном этапе были созданы необходимые условия для реализации поставленной цели. Изготовлены и приобретены игровые пособия (лото «Животные севера», «Животные Африки» и д. р.), направленные на формирование представлений детей о географических объектах и явлениях, создана картотека развивающих игр. Деятельность организуется таким образом, чтобы дети имели возможность изучать географию в игровых ситуациях через эксперименты, наблюдения во время прогулок с помощью создания игровых ситуаций (Н-р: «подзорная труба» - обращали внимание на то, что предметы, удаленные от нас на большое расстояние, кажутся нам маленькими; самолет, летящий высоко в небе, кажется почти игрушечным), исследования посредством видео- и аудео- материалов (н-р: звуки животных и птиц), настольных дидактических игр, пособий, карт и глобусов.

Первой страной, в которую мы отправились в путешествие, что бы удовлетворить детское любопытство - стал Вьетнам. Познакомились с особенностями этой страны, c ее климатом, дружелюбными жителями, растительным и животным миром, особенностями быта, национальной кухней и т.д.

  Закрепляем полученные знания на рисовании (рисовали флаг Вьетнама), конструировании (создали национальный головной убор «Нон»), лепке (лепили национальный рисовый пирог).  Сейчас идет активная подготовка к новому году. Конечно детям стало интересно узнать, как же отмечают новый год во Вьетнаме. Поэтому наше путешествие во Вьетнам продолжается. Дети узнали, что этот праздник отмечают в конце января, и мы обязательно поздравим нашего Фыока. Вместо елки в каждом доме у них стоит мандариновое дерево в горшочке. Поэтому, вместе с ребятами, начали делать топиарий «Мандариновое дерево» и в конце января подарим его семье нашего друга.

 Прикладные виды деятельности создают атмосферу творчества на занятиях, помогают детям практически вжиться в образ (например, обитателя материка). Этому же способствуют элементы театрализации и перевоплощения на занятиях.

Подобным образом осуществили знакомство с Антарктидой и ее жителями. Сделали коллективную работу и закрепили полученные знания.

Теперь у нас в группе ведется «Дневник путешественника», там собраны материалы, которыми пользуемся при изучении. Дети в любой момент могут подойти, полистать его, освежить свои воспоминания.

  Познавательный процесс ребенка не должен ограничиваться рамками занятия. Так, в группе организована зона практических исследований, где ребенок может в свободное время, по желанию, нарисовать что-то его интересующее, использовать тематические раскраски, исследовать глобус, изучать карту мира и карты материков, рассмотреть книги, пособия, альбомы, фотографии, параллельно проводим доступные опыты.
Чем раньше ребенок познакомится с географической картой, тем лучше.  Достаточно лишь время от времени обращать внимание юного географа на карту, показывать и называть географические объекты, и очень скоро ребенок будет знать и части света, и океаны, и даже многие страны с их столицами.
А разнообразная детская литература — это настоящая сокровищница географических знаний. И чем больше мы будем читать малышу, тем шире будут его представления об окружающем мире. И не просто читать, а непременно отыскивать на карте те места, где происходят события. Для подобных игр удобнее всего, если карта висит в доступном для детей месте. Так, читая о проделках Карлсона, отыщем страну Швецию и запомним ее столицу — Стокгольм. Знакомясь с книгой о мальчике-луковке Чиполлино, найдем на карте и его родину — Италию. "Развивающую" карту несложно сделать и самостоятельно из самой обычной. Можно наклеивать на изображение материков наклейки и картинки с животными (изученные по программе) и сказочными героями. Например, наклейку с героями мультфильма "Мадагаскар" поместим возле одноименного острова. А заодно найдем об острове что-нибудь интересное.  Если у вас отыщутся старые журналы или атласы, откуда можно вырезать флажки разных государств, наклеивайте их на карту. Подобные игры принесут детям несомненную пользу и во многом облегчат дальнейшее школьное обучение.
И все это практически без усилий, как бы само собой. Такая организация образовательного пространства помогает ребенку «насытиться интересующей его информацией».  Благодаря более расширенному изучению нашего мира, дети начинают понимать, как изменяется окружающая среда под влиянием человеческой деятельности, какая большая и в то же время «маленькая и хрупкая» наша планета, насколько важно и необходимо защищать природу и беречь природные ресурсы. Детей удивляет тот факт, что люди не умеют ценить богатства Земли, загрязняют окружающее пространство, что уровень загрязнения природы настолько высок, что планета находятся в реальной опасности.

   Я начала этот проект в подготовительной группе т.к работаю всего 2 года в детском саду. Дети лучше понимают картину мира если идти от частного к общему, поэтому конечно продолжу его и в группах более младшего возраста.

Спасибо за внимание!


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.